effective enabler (agavr) wrote,
effective enabler
agavr

Categories:

Откровение в Кохинхине

Колониализация странным образом словно бы разбудила Вьетнам, выхватила его из китайской размеренной спячки в середине девятнадцатого века и вбросила в европейское безумие. С некоторым отставанием темпа вначале, но исправно догоняя белый мир, земля Вьетов прошла через все повороты трассы двадцатого века. Национальное движение, буйный расцвет литературы и публицистики, мистические откровения революционного свойства, социалистическая революция, гражданская война, культурная гегемония компартии и удушение всего живого в литературе и искусстве, диссидентское движение, перестройка по китайской модели (экономика свободна, стратегическое и политическое управление - у Политбюро) в 1985 году - всё чрезвычайно знакомо. В приснопамятном 1968 году Вьетнам отметился по своему. В Париже студенты жгли, в Калифорнии яростно еблись, в Праге комиссары ездили на танках, на Красной площади стояли свободные душой диссиденты, а в центральном Вьетнаме произошла так называемая "Операция Тет". Когда по случаю Тета (лунного нового года) южновьетнамские войска прекратили всякую огневую активность, Вьетконг воспользовался паузой и захватил полдюжины городов, в том числе древнюю имперскую столицу Хюэ. Не то, чтобы жители этих городов были сильно счастливы. Крови было.
Американское командование во Вьетнаме сочло вылазку дерзкой и требующей немедленного наказания. Жилые кварталы Хюэ были почти полностью разрушены бомбардировками, остальным городам тоже хватило огня. В результате празднования Нового Года коммунистами и антикоммунистами погибло более 15 000 человек, в основном - мирных жителей. Как по мне, то лучшего краткого изложения двадцатого века и не придумать.
Но мы вернемся в 20-е годы, когда до колониальной окраины только-только докатился европейский разгул мистицизма.

Человек с высокой башни
Нго Ван Тьеу родился в 1878-м (отец работал на мельнице) и с ранних лет воспитывался тётушкой. Закончил французский колледж в городе Мы То, поучился в Сайгоне и пошел работать клерком в колониальные службы. Не знаю, как бы это перевести в российский культурный код. По-моему, выходит что-то среднее между персонажами романа "Духлесс" и полицаями Западной Украины.
Служил Тьеу исправно, достиг даже позиции главы администрации острова Фу Куок, до сих пор остающегося бессмысленным куском земли с пальмами и рыбаками, болтающимся в волнах Южно-Китайского моря. Путеводители рекомендуют посетить развалины местной тюрьмы, если вам надоело лежать на пляже. Знаменит остров двумя обстоятельствами: во-первых, тут производят самый вонючий соус из квашеной тюльки во всём Южном Вьетнаме, а во-вторых, здесь служил Нго Ван Тьеу.
Вьетнамцы и по сию пору в основном считают своей официальной религией культ предков. Поэтому общение с их духами - вещь вполне обычная. Но Тьеу, читавший много западной литературы по этому поводу, относился к беседам с духами мертвых серьезнее обычного. Западным спиритизмом Тьеу увлекся ещё во время своей работы на материке, используя самые разные техники от столоверчения до пневматографии, когда лист бумаги запечатывается в конверт и укладывается на алтарь, а после на нем обнаруживаются писмена. Общение с духами, судя по сохранившимся материалам, велось на французском, вьетнамском, китайском и английском языках. Сеансов наш герой не прекращал никогда, в том числе и на Фу Куоке. Именно там с ним первый раз заговорил дух Као Дай (это слово означает высокую башню, хотя перевести диковским "высокий замок" так и подмывает). Откровения этого духа и побудили вьетнамского визионера к созданию полноценной религии.
Как и положено мистическому движению рубежа веков, Каодаизм - это религия Третьего Завета. Но, в отличие от европейских коллег, вьетнамский мистик смотрит на дело шире: первый завет для него - это учения Дипанкары Будды, Фу Си (создателя И-Цзин), древних даосов. Второй - откровение, данное Иисусу, Мохаммаду, Конфуцию и Лао-цзы. Однако, всем тем, что было дано, человечество распорядилось бестолково:
Я послал Аллена Кардека. Я послал Фламмариона, как прежде посылал Илию и Иоанна Крестителя, предтеч явления Иисуса Христа. Одних преследовали, других убили. Кто сделал это? Человечество.

Имена Кардека и Фламмариона смотрятся несколько неожиданно рядом с Христом и его Крестителем - и должны показать нам меру серьезности, с которой Тьеу относился к беседам с духами. Аллен Кардек - довольно известный в свое время французский теоретик (и практик) спиритизма, выпустивший несколько книг под этим псевдонимом: на одном из сеансов духи объяснили, что это имя он носил несколько воплощений назад. Камиль Фламмарион нынче более всего известен как астроном и популяризатор науки звездного неба, но в конце XIX века его книга "Тайны смерти" была популярна не менее "Множественности обитаемых миров" или "Моих воздушных путешествий". Занимаясь исследованиями паранормальных явлений, Фламмарион таже не гнушался покрутить блюдечко.
Спиритизм был для Тьеу не только набором технических приемов. Прямой диалог с духами должен был способствовать прояснению Учения, затемненного веками. Западный опыт Тьеу использовал активно. Его посмертными собеседниками становились не только древневьетнамские поэты и воины, но и Жанна Д'Арк (тоже, кстати, девушка с голосами разговаривала), Рене Декарт, Шекспир, Пастер. Даже Владимир Ильич Ленин примкнул к этой компании. А Виктор Гюго, и при жизни-то много интересовавшийся спиритизмом, за частоту появлений на сеансах и осмысленность высказываний получил должностную награду: звание Главного духа зарубежной работы. На классической картинке "Трое святых" разные заповеди на скрижали Као Даи вносят китайский революционер Сунь Ятсен, вьетнамский поэт XVI века Нгуен Бинх Кием и Главдух Виктор Гюго в бороде, мундире и треуголке.
24 апреля 1926-го года Тьеу получил сообщение от Князя высокой башни (Duc Cao Dai), объясняющее необходимости Третьего Завета с инфраструктурной точки зрения:
Прежде люди мало перемещались и оттого не знали друг друга. В разные времена и в разных местах я создал пять ветвей Великого Пути: гуманизм, веру в духов, христианство, даосизм и буддизм - каждая из них основана на обычаях принявших их народов. Сейчас транспорт улучшился и люди начинают узнавать друг друга лучше. Но между ними нет гармонии из-за разности в их религиях. Вот отчего я решил объединить все религии в одну, чтоб вернуть им изначальное единство.
Кроме того, Священное Учение всё более и более искажается людьми, что должны рапространять его. Я страдаю, глядя на то, как почти десять тысяч лет люди пятнают себя преступлениями и теряют свою жизнь в аду навсегда. Ныне я твердо решил явиться сам, чтобы указать вам Путь.


Солидный Господь для солидных господ
Для того, чтобы Као Дай стал массовым религиозным движением, Нго Ван Тьеу (в религиозном посвящении он заменил "Ван" в фамилии на "Минь") сделал не так уж много. Более того, когда был построен храм Священного Видения в провинции Тай Нинь, он отдалился от собственного детища, выбрав для себя "эзотерический путь" и создав первую секту в молодом религиозном движении. Для продолжения медитаций и спиритических сеансов Тьеу выбрал город Кан То, столицу островной провинции Кан То в дельте Меконга. По сегодняшним ощущениям, Кан То - почти Сочи, так что выбор мистика и вегетарианца Тьеу отчасти понятен.
Однако, нескольким друзьям и коллегам о своем Фу Куокском опыте он всё же рассказал - и уже через пару лет вокруг него сложился небольшой круг почитателей Као Дай. Вместе они неторопливо вырабатывали ритуал поклонения богу третьего завета. В 1924-м Тьеу получил видение символа, в котором следовало поклоняться Господину Высокой Башни. Таким символом сделался огромный левый глаз.
В конце 1925 году к нему обратилась "Фо Лоан" - группа чиновников, увлекающихся спиритизмом. Изначально одни из них были католиками, другие буддистами, но на спиритических сеансах им явилось новое божество, в котором довольно скоро был опознан Дюк Као Дай. Группы стали работать вместе, а в 1926-м к ним примкнул Ле Ван Чунг.
Это имя особенно важно в истории Као Дай. Именно Ле Ван Чунг разделил группу мистиков и административную группу новой религии. Именно он выстроил иерархическую лестницу священослужителей (в основном слямзив её у католицизма) и ввел должность Папы Као Дай. Разумеется, сперва она была предложена Нго Ван Тьеу, но он от утомительных обязанностей отказался. Тогда Ле Ван Чунг принял папскую тиару сам. До этого важного события он успел получить французское образование, поработать в колониальной администрации, достичь высоких постов и сколотить некоторое состояние, а затем выйти в отставку и заняться бизнесом.
У основателей Као Дай не то, чтобы были связи в администрации. Это они и были администацией. Конечно, формально власть в Южном Вьетнаме принадлежала французам. Но к середине 20-х годов те уже постоянно назначали региональными руководителями выучившихся вьетнамцев, справедливо полагая, что те лучше понимают свой народ.
С самого своего начала Као Дай был религией чиновничества и среднего класса. Привычные к принятию решений, адепты единого бога шли к построению рая на земле, не притормаживая на поворотах. Глава администрации провинции Тай Нинь пригласил каодайцев поселиться у него, и те приняли приглашение. Местная бизнесвумен выделила деньги на строительства храма и немедленно получила статус епископа (в Као Дай женщины вообще могут быть священослужителями, но не выше архиепископа). 500 гектар жилой земли и 150 гектар рисовых полей возникли как по волшебству. Конечно, Папа Чунг приглашал всех верных переселяться в Тай Нинь, но руководство общиной оставалось в опытных руках действующих бюрократов.
Чунг развернул бешеную пропагандистскую активность. Уже 7 октября 1926 года, ровно через 10 месяцев после его приобщения к Као Дай, первые адепты нового учения отправили петицию губернатору Кохинхины о признании их религией. Под письмом стояло 247 подписей. Ошалелый губернатор отправился экзаменовать экклезиологические новости лично и был, кажется, в целом доволен. В течение первого года работы под знамена высокой башни было поставлено 26 тысяч человек - а к 1931-му каодайцы всерьез рапортовали о 500 000 верущих. Правда, Чунг уже в 27-м сообщал газетам, что у церкви Као Дай миллион последователей, но даже и тогда было ясно, что это лёгкое преувеличение.
Поверить в бешеный рост членов церкви, пожалуй, можно. И речь даже не об убедительной силе духов во главе с Князем Высокой Башни. Просто каодайцы, пользуясь частными пожертвованиями, государственным административным ресурсом и националистическими идеями, довольно быстро построили в Тай Нине нечто, вполне напоминающее земной рай посреди измученного колонизацией и деколонизацией Вьетнама. Это был большой зеленый город, с просторными алеями и городскими парками, с красивым и большим храмом Као Дай (в нем располагался Папский Престол), с собственной программой ипотечных ссуд, пособий по безработице и по рождению детей, большим и толковым сиротским приютом - и даже собственной армией. К 40-му году папская провинция держала под ружьем 25 000 солдат.
История старательно работала на Као Дай. С началом военных действий в Европе (т.е., вокруг 39-го года) Франция обнаружила, что не может больше держать в Индокитае большого воинского контингента и начала изо всех сил добиваться лояльности вьетнамского чиновничества. Первым делом, были отменены разные тарифные ставки: за ту же работу французы и вьетнамцы отныне получали одинаковые деньги. Финансовое положение адептов каодаизма резко улучшилось, да и контроль за расходованием местных бюджетов полностью перешел в их руки. С 40-го года колониальные власти вынуждены были выполнять приказы правительства Ле Пена в Виши - и благодаря политическому блоку с нацистской Германией японцы получили возможность бескровно захватить Вьетнам. Формально считалось, что Франция и Япония вместе управляют территорией - но только японцы старательно и последовательно разоружали французские гарнизоны. А вот армия Као Дай показалась им вполне свойской, азиатской, антиколониальной. Поэтому 26 тысяч солдат Божественного Глаза не только получили от японских товарищей оружие и обмундирование, но и были проведены через военные тренировочные лагеря.

Закат глазного яблока
Нго Ван Тьеу умер в 1933. В каодаизме не принято записывать даты смерти - ведь дух бессмертен. Но дезинкарнацию всё-таки фиксируют. Какое-никакое, а событие. Ле Ван Чунг покинул тело в 1934. Папская тиара легла на голову Фам Конг Така, человека талантливого, но одаренного всё же меньше своих старших товарищей.
Дружба с японскими империалистами и клятвы в верности французскому колониальному правительству оказалась тактически верными, а стратегически - нет. Первое же национальное правительство Южного Вьетнама отказало в доверии Као Дай. Да ещё и президент Нго Динь Дьем некстати оказался убежденным католиком. Он побудил членов армии Као Дай к бунту, окружил храм в Тай Нине и практически в несколько дней уничтожил папскую провинцию. 25 тысяч солдат в едином порыве перешли на службу в армию Республики Вьетнам. Фам Конг Так бежал в Камбоджу, откуда пытался руководить остатками верных во Вьетнаме, параллельно создавая новый религиозный центр в Камбодже. Однако, монархия - это вам не французская колония: король Камбоджи, недолго думая, объявил Као Дай ересью и проклял всех, кто отпадает от традиционных религий в эту экуменическую чушь.
Ещё хуже получилось у Као Дай с коммунистами. Они, совершенно спокойно относившиеся к буддизму или конфуцианству, каодаизм возненавидели до того, что в 75-м, после захвата Южного Вьетнама, все храмы были закрыты, а всё имущество Церкви - конфисковано. Тому, очевидно, есть две причины.
Во-первых, Као Дай и марксизм появились во Вьетнаме практически одновременно. И те, и другие пытались перетащить на свою сторону движение национального освобождения. Главное - и те, и другие обещали некоторый вариант земного рая - и строили его по своему разумению. Устранение каодаистов было просто формой конкурентной борьбы.
А во-вторых, никто не отменял классового чувства. Причем, первыми его проявили как раз адепты Као Дай, когда Вьетконг обратился к ним за военной и организационой помощью. Но вьетконговцыв этот момент были нищими северными голодранцами, а Као Дай - солидной организацией с деньгами, землей и хорошими отношениями с местными властями и международными организацими. Этого отказа никто из участников переговоров, конечно, никогда не забыл.
Однако, церковь выжила. Вьетнамская диаспора в Америке принесла учение с собой - и очень вовремя. В середине 70-х американская молодежь старательно верила во всё подряд, на чем могло стоять незримое клеймо "сделано на востоке". Да и храм коммунисты отдали обратно в 1985-м - причем, разрешили открыть и другие 400 прежде закрытых церквей. Као Дай сегодня - живая религия. На большие церковные праздники собираются тысячи священослужителей - мужчин и женщин. Священники все вегетарианцы, а миряне должны воздерживаться от мясной пищи как минимум 6 дней в месяц. Службы совершаются четыре раза в день: в 6 утра, в полдень, в 6 вечера и в полночь. С потолков каждого алтаря на верующих глядит "Божественное око", явившееся Нго Ван Тьеу в видении 1924 года. По очевидному графическому сходству с изображением на обороте банкноты Банка Соединенных Штатов, американские туристы прозвали его "долларом всемогущим".
Tags: viet nam
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments